Семь свободных искусств (septem artes liberales).
Традиционный курс светского обучения в средние века. Уже в эпоху поздней античности они объединялись в группу. Они отделялись, с одной стороны, от философии — «матери» всех их, а с другой — от технических (или механических) искусств, таких, как архитектура и
земледелие, которые были сферой деятельности ремесленника или работника физического труда.
Свободные искусства делились на две группы:
trivium (лат. — тривий) — учебный цикл из трех словесных наук (грамматика, логика (или диалектика) и риторика) и quadrivium (лат. — квадривий) — учебный цикл из четырех математических наук (геометрия, арифметика, астрономия и музыка).
Их визуальные образы были описаны в трактате V века «De nuptis Philologiae et Mercurii» (лат. — «Свадьба Филологии и Меркурия» римского юриста и грамматика Марциана Капеллы, в котором искусства олицетворялись женщинами — каждая с соответствующим ей атрибутом и в сопровождении кого-либо из широко известных представителей ее сферы. Классификация Марциана использовалась на
протяжении всего средневековья, а некоторые из ее первоначальных элементов сохранились в эпоху Ренессанса и позже.
Средневековая Церковь считала свободные искусства «оружием против еретиков», и потому их можно встретить в романской и готической скульптуре, порой разделенными на пары с семью главными добродетелями. В итальянском искусстве XIV века и позже их можно встретить в надгробной скульптуре и в декоре пасторских кафедр, а также на фресках и другой живописи. Вне Италии они встречаются несколько реже, за исключением гравюры и гобелена XV—-XVI веков.
В качестве знака возросшего статуса художника в эпоху Ренессанса Минерва — покровительница искусств и наук — может представлять художника собравшимся свободным искусствам. Исторические личности этих искусств могут изображаться самостоятельно как символы этих искусств; тогда у них те же атрибуты, что и у соответствующих женских фигур, олицетворяющих эти искусства:
Риторику обычно символизирует Цицерон;
Логику — Аристотель (который может держать экземпляр своей «Этики», как это изображено на фреске Рафаэля «Афинская школа»
Грамматику — либо Присциан, грамматик императорского двора в Константинополе (нач. VI в.), либо Донат (IV в.), чей трактат «Ars Grammatica» (лат. — «Искусство грамматики» стал основой средневековой грамматики;
Геометрию — Евклид, держащий циркуль;
Арифметику — Пифагор, который может также служить олицетворением Музыки, как указание на ее математические основы (Музыка иногда представлена Тувалкаином, потомком Каина, которого средневековая традиция считала изобретателем музыки и который держит музыкальный инструмент);
Астрономию — александрийский астроном Птолемей (которого нередко путают с представителями египетских царских династий, носивших то же имя, и который по этой причине может изображаться с короной на голове).
Искусства в качестве безымянных женских фигур изображаются следующим образом.
Грамматика — основа всех других; у ее ног два ученика, склонившие свои головы над книгами. В готическом искусстве она все еще может иметь Прут, которым наделил ее Марциан, дабы телесно наказывать. В XVII веке она принимает новый вид — женщины, поливающей саженцы и, возможно, держащей ленту с надписью: «Vox litterata et articulata debito modo pronunciata» (лат. — «Грамотная и отчетливая речь, должным образом произносимая» — определение, заимствованное у античных грамматиков и цитируемое в «Иконологии» Рипы — иконографическом справочнике XVII века.
Логика (Диалектика) держит Змею, иногда двух, или ее рука лежит на гнезде гадюк. Или она держит Скорпиона или Ящерецу, которые заменяют змею. Марциан характеризует ее по-латыни «involutus», что значит «закрученная». Но это слово означает также «окутанная тьмой». Посему средневековье иногда изображало ее наполовину скрытой под ее плащом, чтобы символизировать ухищрения софистики. В эпоху Ренессанса она может держать Весы, чтобы взвешивать истинное и ложное, или Цветы или расцветающую ветвь. Логика может изображаться и в виде старой женщины, облаченной в тогу и погруженной в дискуссию.
Риторика была наделена Марцианом воинственным характером, и в эпоху Ренессанса у нее может быть Меч и Щит. Но обычным ее атрибутом является Книга, возможно, озаглавленная «Cicero» (лат. — «Цицерон». Она может держать также Свиток, иногда лишь частично развернутый.
Геометрия (по-гречески означает измерение земли) имеет в качестве атрибута Шар (земной глобус) и Циркуль (измерительный), которым она в данный момент может его мерить. Иногда у нее могут быть другие инструменты: Угольник и Линейка.
Арифметика. Со времен позднего средневековья у Арифметики скрижаль (Дощечка), исписанная цифрами, на которой она может писать. Или — реже — она держит Абак. Как и у Геометрии, у нее может быть Линейка.
Астрономия (некогда часть более широкой области астрологии) имеет (со времен Марциана) шар (Держава) — собственно небесный глобус, на котором нанесены созвездия, но далеко не всегда он различим как таковой. Подобно Геометрии, она может измерять его сферическим Циркулем. У нее имеется Секстант, первоначально использовавшийся для измерения звезд, и иногда армилярная Сфера. Астрономия является также сферой Урании (одной из девяти Муз), у которой те же атрибуты.
Музыка по традиции предстает в виде женщины, играющей на музыкальном инструменте. В средние века у нее набор из трех или четырех колокольчиков, по которым она ударяет молоточком. Позднее ее инструментами могут быть портативный Орган, Лютня, Виола или скрипка. Некоторые из них являются также атрибутами Цецилии. У нее может быть Лебедь (из-за легенды о его песне). Как часть этой серии персонажей Музыка иногда может представляться Орфеем, приручающим своей игрой животных.
via
Написано Бутявка1 Прочитать цитируемое сообщение
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru