А, впрочем, каждый сам себе судья.

Написано -KRASOTA- Оригинальное сообщение
Крест-энколпион

Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая

XII в.

Медный сплав, литье.

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

На лицевой створке в центре — «Распятие Христово». На концах в медальонах — погрудные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова, на верхнем конце — неизвестного святого. На оборотной створке в центре — Богоматерь в рост с младенцем на левой руке. На концах в медальонах — погрудные изображения святых

 (400x606, 20Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест-энколпион

Распятие Христово. Богоматерь Купятицкая

XII в. (поновление XIX в.)

Медный сплав, литье.

Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

На лицевой створке в центре — «Распятие Христово», на верхнем конце оглавное изображение святого. На оборотной створке представлена Богоматерь в рост с младенцем на левой руке.

 (699x533, 46Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)


Створка креста-энколпиона

Богоматерь Купятицкая

Центр изготовления: Киев

XII в.

Медный сплав, литье, чернь.

Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

В центре — Богоматерь в рост с младенцем на левой руке. На концах в медальонах — погрудные изображения святых, выполненные чернью. Богоматерь Купятицкая —иконографический тип Богоматери Одигитрии. Уже в конце XII в. отливки с изображением Богоматери Купятицкой получили широкое распространение в южнорусских землях и за их пределами

 (400x564, 25Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест-энколпион

Распятие Христово. Богоматерь Оранта

XII — начало XIII вв.

Медный сплав, литье.

На лицевой створке в центре — «Распятие Христово», на концах в медальонах — поясные изображения предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. На верхнем конце изображение престола уготованного. На оборотной створке в центре представлена Богоматерь в рост с воздетыми руками (Оранта) и младенцем в медальоне на груди. На верхнем конце — композиция «Благовещение». На концах в медальонах — поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила, на нижнем — мученика (Георгий ?).

 (699x477, 38Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест двусторонний

Распятие Христово. Богоматерь Знамение

Центр изготовления: Новгород

XVI в.

Красная медь, литье.

На лицевой стороне в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. На оборотной стороне в средокрестии представлена Богоматерь Знамение с символами Евангелистов, на концах — избранные святые

 (700x599, 87Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест двусторонний

Распятие Христово. Богоматерь Знамение

XVI в. (по иконографии XV в.)

Медный сплав, литье.

Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. Оборотная сторона: Богоматерь Знамение (в ромбе) с символами Евангелистов, на концах — избранные святые. Образцом для наперсного креста явился двустворчатый энколпион XV века

 (699x511, 39Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Створка (оборотная) креста-энколпиона

Богоматерь Знамение

XVI в.

Красная медь, литье.

Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

В средокрестии представлена Богоматерь Знамение. На концах — поясные изображения Иоанна Предтечи, великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николы Чудотворца и Василия Великого. Медный крест выполнен по образцам мелкой пластики из дерева и кости. В средокрестии повторен иконографический извод панагии XV в

 (400x562, 27Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест «Ангел Великого Совета»

XVII в. (по иконографии XVI в.)

Медный сплав, литье.

Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Крест с изображением архангела с зерцалом и мерилом в руках. Изображение Ангела Великого Совета в медном литье получает распространение с XVI в.

 (400x647, 26Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест-энколпион

Распятие Христово. Спас на троне

Центр изготовления: Новгород

XVI в.

Медный сплав, литье.

На лицевой створке в центре — «Распятие Христово» с поясными изображениями предстоящих Богоматери и апостола Иоанна Богослова. Вверху — два летящих ангела. На концах перекладины изображены апостолы Петр и Павел, на нижнем конце — святитель Никола Чудотворец. На оборотной створке: на фоне одноглавого храма в центре изображен Христос, сидящий на троне, с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой руке. На нижнем конце — святые Стефан и Афанасий. Крест-энколпион по своим стилистическим признакам близок произведениям деревянной и костяной пластики XV–XVI вв.

 (700x642, 56Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест нательный

Центр изготовления: Старица

XIV–XVI вв.

Медный сплав, литье.

 (400x620, 29Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест нательный

Центр изготовления: Великий Устюг

XVII в.

Серебро, литье, эмаль

 (400x430, 20Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест нательный

Центр изготовления: Москва

XVII в.

Серебро, литье, эмаль, жемчуг

 (698x420, 35Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест нательный

XVII в.

Медный сплав, литье.

В средокрестии — рельефный восьмиконечный крест с цатой. На фоне — следы стекловидной эмали белого и синего цветов. Меднолитые нательные кресты повторяют форму серебряных.

 (400x424, 20Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест «Распятие Христово»

XVI в.

Медный сплав, литье.

В центре — «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На концах перекладины — апостолы Петр и Павел. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, внизу — святители Василий Великий, Никола Чудотворец и Леонтий Ростовский.

 (400x683, 32Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест «Распятие Христово с предстоящими»

XVII в.

Медный сплав, литье.

В центре — «Распятие Христово»; в нижней части — парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхней перекладине — херувим.

 (400x585, 28Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест наперсный панагийный. Крест корсунский

XIII в. (оправа — XVI в.)

Яшма, оправа — серебро, скань

 (400x567, 37Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест «Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами»

XIX в.

Медный сплав, литье, эмаль.

В центре композиции — крест восьмиконечной формы с парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. В навершии одиннадцать херувимов и серафимов. На пластинах с предстоящими — клейма с поясными парными изображениями архангела Михаила и апостола Петра, архангела Гавриила и апостола Павла. В верхней части в пяти клеймах представлены композиции: «Воскресение Христово (Сошествие во ад)», «Вход Господень в Иерусалим», «Богоявление», «Сретение Господне», «Троица Ветхозаветная». На обороте врезной текст.

Кресты подобной иконографии (рис. 46–47) связывают со старообрядческими литейными мастерскими, существовавшими в Московской губернии в XVIII–XIX вв.

 (372x699, 112Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест-Распятие, запрестольный выносной

Романов Андрей Семенович (ок. 1863–1921, Екатеринбург), Романов Гавриил Семенович (1865–1928, Екатеринбург)

Центр изготовления: Екатеринбург

1904 г.

Дерево. Левкас, темпера, золочение.

На обороте креста изображен Архангел Михаил, под нижней перекладиной креста помещена надпись в 15 строк: «Сей с[вя]тый животворящий крест Господень пожертвован единоверцами прихода Казанско-Богородицкой часовни Пермской губернии Верхотурского уезда, выстроенной усердием предков в воспоминание славного 1812 года. Да сохранит Господь крестом своим наше христолюбивое воинство. Да подаст царю нашему победу над врагом. С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся яко с нами БОГ». Ниже, на яблоке креста, дана надпись в 11 строк: «Крест хранитель всей вселенной, крест красота церковная, крест цареме держава, крест верным утверждение, крест ангелом слава, крест бесом язва. Написан Сей с[вя]тый животворящий кр[ес]т в г. Екатеринбурге, иконописцами бр[атьями] Романовыми [7413] года декабря [4] го совершися».

 (626x699, 71Kb)

10257087_053d (97x51, 3Kb)

Крест наперсный

XIV в.

Шифер, резьба

Частное собрание

 (400x533, 18Kb)

источник

10257087_053d (97x51, 3Kb)






@темы: старинные кресты, Фотографии, Цитаты