Соколов Петр Федорович - живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру.
Большинство картин кликабельно.
Портрет О.П. Ферзен, ур.Строгановой 1830-е годы
Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, кавалерственные дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России. Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях.
Полетика, Идалия Григорьевна
Имя Петра Федоровича Соколова (1791–1848) буквально олицетворяет то, что мы называем пушкинской эпохой. Кисти художника принадлежат три прижизненных портрета А.С.Пушкина, без его рисунков и акварелей просто невозможно представить себе воочию современников, знакомых, друзей и врагов поэта — обитателей Москвы и Санкт-Петербурга, где преимущественно жил и работал художник.
Countess Sophia Alexandrovna Bobrinsky (1799-1866)
Профессиональная судьба П.Ф.Соколова начиналась довольно типично для мастеров его круга и времени — он закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи у замечательных педагогов и непревзойденных рисовальщиков А.Е.Егорова и В.К.Шебуева. За программное произведение «Плач Андромахи над телом Гектора» Петр Федорович получил вторую (малую) золотую медаль.
Аделаида (Аглая) Павловна (1799-1882)Голицына, ур. Строганова - фрейлина, кавалерственная дама ордена св. Екатерины меньшего креста, с 1821 года жена князя В.С.Голицына.
Мечтая, как и все художники-академисты, продолжить образование в Италии, а на это давала право лишь первая золотая медаль, Соколов остался в Академии еще на год. Он вновь участвовал в конкурсе, но и вторая попытка не увенчалась успехом. И кто знает, как сложилась бы его творческая жизнь, если бы фортуна ему сопутствовала. Сколько усилий, времени, таланта было бы отдано «высокому» жанру — историческому, и какое место в его творчестве занял бы жанр портретный?
Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869)
Акварельные портреты заказывались всеми членами царствующего дома, аристократами, великосветскими красавицами, высшими военными чинами, министрами, дипломатами, всеми сколько - нибудь состоятельными людьми.
С портретом самого императора Николая I произошел неожиданный казус. Едва художник «успел набросать карандашом контур», государь прервал сеанс и «кистью провел черту под носом нарисованного контура» со словами: «Возьми это себе на память».
М.П.Кикина (1816-1856) в замуж. Волконская
Особое место в творчестве художника занимают портреты декабристов и их жен, последовавших в Сибирь за приговоренными к каторге мужьями. Написанные на память близким людям, эти небольшие по формату изображения дали возможность ссыльному декабристу Н. А. Бестужеву проникнуть в секреты акварельной техники Соколова и самому в сибирской каторге и ссылке написать «в манере Соколова» целую серию портретов своих товарищей по заключению и их жен, создав таким образом уникальную галерею образов декабристов.
Елена Григорьевна Черткова(1800-1832), дочь барона Г.А.Строганова
Акварельные портреты Соколова отличаются тонкостью характеристик, им свойственна легкая, подвижная манера письма. Художник стремился избегать детализации в рисунке, отказывался от многоцветия в колорите, умело подбирая красочные полутона.
Княгиня Аделаида Павловна Голицына (1799-1882), ур.Строганова
Соколов писал акварелью, не прибегая к белилам и не нанося предварительного карандашного контура. Прозрачность и чистота акварельных красок, когда сквозь них просвечивает белая бумага, точность моделировки, свобода и виртуозность красочного мазка делают портреты, созданные Соколовым, живыми и естественными.
Княжна Елена Васильевна Мещерская (1820- после 1843), с 1842 года жена принца Каликста Бирона (1817-1882)
Художник, оказал немалое влияние на русских портретистов-акварелистов середины XIX. П.Ф.Соколов не только познакомил Александра и Карла Брюлловых (братьев его жены) с тайнами своего мастерства, но проявил заботу и об их жизненном благополучии.
Графиня Юлия Павловна Тизенгаузен (1813 - 1889), младшая дочь графа П.И.Тизенгаузена (1774-1864) и Юлии Пален (1782-1862); двоюродная сестра Долли Фикельмон и Ю.П.Самойловой.
Изящество композиции, красота неяркого колорита, особое поэтическое очарование, свойственное образам Соколова, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.
Портрет графини О.А.Орловой. 1829.Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова. В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова, с 1857 года князя.В 1847 году была пожалована в статс-дамы.
Надежда Львовна Соллогуб (1815-1903), жена А.Н.Свистунова
Н.К.Загряжская (1747-1837)
Ольга Павловна Ферзен (1808-1837) ур. Строганова
Портрет А. О. Витали
Портрет А.О. Смирновой-Россет 1834-35г
Портрет графини Натальи Александровны Зубовой (1775-1844), ур.Суворова
Портрет Е.А. Остерман-Толстой. 1830-ые г.г
Портрет Е.М.Хитрово. 1838.Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783–1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во втором — за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции.
Портрет императрицы Александры Фёдоровны и великой княжны Марии Николаевны. 1829
Прасковья Егоровна Анненкова (1800-1879) ур.Полина Гебль, жена декабриста И.А.Анненкова
Портрет С.А.Урусовой. 1827.Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889), одна из трех дочерей обер-гофмейстера князя А.М.Урусова
Соколов П.Ф. Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах 1830-е
Баронесса Наталья Викторовна Строганова (1800-1854), ур.Кочубей
Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная Строганова. Жена Ивана Дмитриевича Черткова (1797-1865)
Портрет княгини, О.А.Голицыной, урожденной Щербатовой. 1847
Портрет П.Н. Рюминой. 1847.
Портрет А.С. Пушкина 1836
Граф Н.А.Самойлов
Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878)
Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815-1859)
Павел Григорьевич Демидов (1809-1858), корнет, сын Г.А.Демидова (1765-1827)
Портрет А.А. Бобринского. 1830-е гг
Портрет В.А. Жуковского. 1820-е
Портрет В.Г.Строганова. До 1833г
Портрет Волконского Сергея Григорьевича. Конец 1816-начало 1817 г
Портрет Леонтия Васильевича Дубельта (1792-1862), генерал от кавалерии, начальник тайной полиции.
Барон Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884)
Портрет Д.В.Веневитинова. 1827.
http://www.baku.ru/enc-show.php?id=179864&cmm_id=944
http://commons.wikimedia.org/wiki/%...%BB%D0%BE%D0%B2
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru