Виртуальная экскурсия
Музей сновидений Фрейда открылся 4 ноября 1999 года к столетию выхода в свет книги "Толкование сновидений". Музей посвящен сновидениям, теориям Фрейда, его любви к искусству и коллекционированию древностей.
Петербургский музей связан родственными узами с двумя музеями Фрейда, венским, увековечивающим место, где великий мыслитель работал несколько десятилетий, и лондонским, возникшим в последней квартире Фрейда, где и поныне хранится огромная коллекция древностей, насчитывающая более трех тысяч предметов, библиотека и знаменитая кушетка.
В Музее Сновидений два зала, вводный и сновиденческий, светлый и темный, "сознательно-предсознательный" и "предсознательно-бессознательный". Первый зал посвящен отдельным эпизодам жизни и деятельности "отца основателя" психоанализа: Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в моравском городе Фрайберге, на окраине Австро-венгерской империи (ныне - Чехословакия), где провел первые три года своей жизни, три года, которым он придаст впоследствии столь большое значение, что у него родится формула: ребенок - отец взрослого. Ребенок жив в каждом из нас и тогда, когда нам уже за 80 лет.
На фотографии справа Анна (дочь и преемница Зигмунда Фрейда, основательница детского психоанализа) читает речь отца на церемонии открытия мемориальной доски 25 октября 1931г., установленной на его родине.
"хозяйка" в сновидении - мать, дающая жизнь, а иногда -
как, например, мне и первую жизненную пищу.
У женской груди скрещиваются любовь и голод.
("Толкование сновидений", 1899г.)
Самым важным лицом в жизни всегда остается мать, дающая не только жизнь и пищу, но и первый, самый важный опыт любви, с которым человек не расстается до конца своих дней. Фрейд был первенцем, самым талантливым и любимым ребенком своей матери. Впоследствии он скажет: любимец матери на всю жизнь сохраняет чувство победителя.
Когда Зигмунду Фрейду исполняется 3 года, семья переезжает в столицу имерии, Вену, где он учится в классической гимназии, затем на медицинском факультете университета, после окончания которого сначала занимается физиологией, затем невропатологией и психиатрией, и, наконец, под влиянием французского психиатра Шарко переходит к рассмотрению основ психологии.
По этому адресу Зигмунд Фрейд жил и практиковал с 1891 по 1938гг.
Между первым и вторым залом - знаменитые сновидения Фрейда в рисунках Павла Пепперштейна.
Ориентирами по виртуальному сновидению Зигмунда Фрейда служат восемь световых боксов. На них представлены восемь фигурок из коллекции Фрейда, аллегорически напоминающих нам о тех аспектах душевной жизни, которые детально разработаны в психоанализе:
2. Греческий терракотовый Сфинкс (5-4 в. до н.э.) загадывает Эдипу загадку происхождения человека, мучительную загадку страстных отношений с отцом и матерью;
3. Бронзовая римская Афина (1-2 век н.э.) с медузой Горгоной на груди - аллегория страха, наказания за запретные, инцестуозные желания;
4. Египетский бронзовый Имхотеп (8-4 век до н.э.), он же греческий Асклепий, - покровитель терапии и толкования сновидений;
5. Китайский мудрец "намекает" на стремление психоанализа развеять нарциссические иллюзии человека;
6. Греческий терракотовый всадник античного периода воспроизводит психоаналитическую притчу о том, что всадник пользуется силой своего коня, но далеко не всегда знает, куда этот конь его везет;
7. Бронзовый Амон-Ра ( 8-4 вв. до н.э.), главный фиванский бог Нового Царства - одно из главных действующих лиц истории происхождения монотеистической религии;
8. Мраморный Белый Павиан Тота ( 1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) - аллегория гармонии чувств и интеллекта, воплощение бога Тота, того, кто дал человеку иероглифическую письменность, с которой Фрейд сравнивает сновидения.
Умозрительная прогулка по сновидению Фрейда приглашает закрыть глаза на внешний мир и погрузиться в мир тех образов, которые когда-то созерцали глаза отца психоанализа, которые входили в его сновидения, с которыми были связаны его фантазии, а также в мир тех слов, которые когда-то приходили ему в голову. Мы видим слова и образы, слова образов и образы слов, мы не можем, как и во сне к ним прикоснуться, но можем унести их с собой в нашей памяти, они могут стать достоянием и наших снов.
Активность, соучастие необходимы для восприятия зала сновидений. Некоторые объекты едва различимы, отдельные слова можно прочитаать только меняя положение глаз. Как и во сне, мы не все различаем, не все запоминаем из того, что всплывает из темных глубин души. В конце концов, мы видим то, что мы видим, и порой можем осознать то, что хотим увидеть.
Центральная часть зала сновидений - экран проекций, на который можно проецировать собственные образы, сны наяву.
Каждый может обнаружить в музее что-то свое и, возможно, впервые ощутить радость, удивление или тревогу от встречи с самим собой, со своими сокровенными мыслями, мечтами, желаниями.
Сайт Музея Сновидений
Санкт-Петербург, Большой пр. Петроградской Стороны, 18а, м. Спортивная
Восточно-Европейский институт психоанализа
Открыт: вторник, воскресенье 12-17час.
Интересное
Написано Бутявка1 Прочитать цитируемое сообщение
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru