А, впрочем, каждый сам себе судья.

Соната "Изелина"
I. Встреча
Спи, спи! пока ты будешь спать,
Я расскажу тебе о ночи
Моей любви, как не отдать
Себя ему - не стало мочи.

Я дверь забыла запереть
Свою шестнадцатой весною:
Ах, веял теплый ветер ведь,
Ах, что-то делалось со мною!..

Он появился, как орел.
Мы встретились однажды утром
Перед охотой. Он пришел
Из странствий юно-златокудрым.

Со мной по саду он гулял,
И лишь меня рукой коснулся,
Он близким, он родным мне стал.
В нас точно кто-то встрепенулся.

И у него на белом лбу
Два лихорадочных и красных
Пятна явились. Я судьбу
Узрела в них - в желаньях страстных.

II. Наивность
Потом... Потом я вышла в сад,
Его искала и боялась
Найти. А губы чуть дрожат
Желанным именем. Смеркалось.

Вдруг он выходит из кустов
И шепчет: "Ночью. В час". Вздыхает.
Вдыхает аромат цветов.
Молчит. Молчит - и исчезает.

Что этим он хотел сказать:
"Сегодня ночью. В час"? не знаю.
Вы это можете понять?
Я - ничего не понимаю.

Что должен он уехать в час,
Хотел сказать он, вероятно?..
Что мне за дело! вот так раз:
Зачем мне это непонятно?..

III. Первое свидание
И вот я забываю дверь
Свою закрыть, и в час он входит...
Как я изумлена теперь,
Что дверь открытою находит!..

- Но разве дверь не заперта?.. -
Я спрашиваю. Предо мною
Его глаза, его уста,
В них фраза: "Я ее закрою"...

Но топота его сапог
Боюсь: разбудит он служанку.
И стула скрип, и топот ног...
"Не сесть ли мне на отоманку?"

- Да,- говорю. Лишь потому,
Что стул скрипел... Ах, оттого лишь!..
Он сел, приблизясь к моему
Плечу. Я - в сторону. Неволишь?..

Глаза я опустила. Он
Сказал: "ты зябнешь". Взял за руку,
Своею обнял. Входим в сон.
Петух провозгласил разлуку.

IV. Вкушение
"Пропел петух, ты слышишь?" Сжал
Меня,- совсем я растерялась.
Я бормотала: ты слыхал?
Ты не ослышался? Металась,

Хотела встать. Но вновь на лбу
Пятна два лихорадно-красных
Увидев, вверила судьбу
Свою глазам его прекрасным...

Настало утро. Пробудясь,
Я комнаты не узнавала
И даже башмачков. Смеясь,
Себя невольно вопрошала:

Во мне струится что-то. Что ж
Во мне струиться-то могло бы?..
Который час,- как тут поймешь?
И я - одна? и мы - не оба?

V. Восторг
Ах, я не знаю ничего ...
Лишь помню: дверь закрыть забыла,
Служанка входит: "Отчего
Свои цветы ты не полила?"

- Я их забыла.- Снова та:
"Где платье ты свое измяла?"
Смеется сердце. Та-та-та!
О, если бы я это знала!..

Подыхал к саду фаэтон...
"И ты не накормила кошку",
Твердит служанка. "Это он!"
Твердит мне сердце. Я - к окошку!

Проси, проси его ко мне,-
Я жду его: мне надо что-то...
И у меня наедине -
Запрет он дверь? - одна забота...

VI. Второе свидание
Стучится. Отворяю. И,
Желая оказать услугу,
Дверь вмиг на ключ. В уста мои
Меня целует, как подругу.

- Не посылала за тобой,-
Шепчу... "Так ты не посылала?"
Смущаюсь и кричу душой:
- Да, мне тебя не доставало!

Да, посылала! да, побудь
Немного здесь! - Глаза руками
Закрыла от любви, на грудь
К нему склонив уста с глазами...

"Но кажется пропел петух?"
Он стал прислушиваться. Я же
Подумала невольно вслух:
- Как это мог подумать даже?..

Никто не пел. Пожалуй, лишь
Кудахтала немного кура...
Он мне: "Немного погодишь,-
Я дверь запру". И вечер хмуро

В окно взглянул. А я едва
Могла шепнуть: - Но дверь закрыта
Я заперла уже... - Трава,
Деревья, все - луной облито.

VII. У зеркала
Уехал он опять. Во мне
Как будто золото струилось.
Я - к зеркалу. Там, в глубине,
Влюбленных глаза два светилось.

Лишь я увидела тот взгляд,
Во мне вдруг что-то задрожало,
И заструился сладкий яд
Вкруг сердца, выпуская жало...

О, раньше я была не та:
Так на себя я не смотрела!..
И в зеркале себя в уста
Поцеловать я захотела...


©Из книги стихов "Соловей " (1923)


Игорь Северянин(1887-1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев, русский поэт. Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губ., где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. К 1913, согласно его собственной анкетной записи, Северянин издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух страниц. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К.Фофанова и М.Лохвицкой. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу "Ассоциация эгофутуристов", в которую вошли И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов, Г.Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист, лилиебатистовая и др. Впоследствии В.Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго. Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи "поэзами", читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. "Поэт и его слава" — эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: "Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоен: / Я повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!" Однако лирический герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта. Его близкий друг Г.Шенгели вспоминал: "Игорь обладал самым демоническим умом, какой я только встречал… Игорь каждого видел насквозь, непостижимым чутьем, толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себя умнее собеседника…". Северянин утверждал право поэта быть аполитичным и писать так, как это ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В разгар Первой мировой войны выпустил сборник Ананасы в шампанском (1915), образный строй которого соответствовал названию.
После Октябрьской революции Северянин поселился в Эстонии. Жил в уединении в рыбачьем поселке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых Падучая стремнина. Роман в стихах (1922), Соловей (1923) и др. В стихотворении Классические розы (1925) Северянин пророчески написал: "Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!"
Несмотря на то, что Северянина считали "буржуазным", в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был назван "королем поэтов", победив Маяковского. Многие его стихи были положены на музыку и исполнялись А.Вертинским. Умер Северянин в Таллинне 20 декабря 1941 во время немецкой оккупации от сердечного приступа .Почитать

Bonali Giuseppe



@темы: соната, поэзия, соловей, серебрянный век, стихи, любовь, встреча, igor severyanin, русская поэзия, изелина, Игорь Северянин