"Автопортрет"
Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
"Изгнание торгующих из храма" 1570 Вашингтон, Национальная галерея
Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
"Дама в мехах" 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго
"Мария Магдалина" 1578 Музей изящных искусств, Будапешт
"Христос, несущий крест" 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк
"Молитва святого Доминика" 1585-1590, Частное собрание
"Мальчик, раздувающий лучину" 1590 Национальная галерея, Эдинбург
"Апостолы Петр и Павел" 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург
" Снятие пятой печати" 1610-1614
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция
“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).
Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.
"Благовещение" 1596-1600
"Иоанн Евангелист" 1595-1605
"Погребение графа Оргаса" 1586
"Поклонение пастухов" 1610
"Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино"
"Святое семейство с Марией Магдалиной"
"Святой Людовик, король Франции" 1592-1595
"Мученичество святого Маврикия" 1581
“Изгнание торгующих из храма”
"Троица 1577-1579"
"Святой Мартин и нищий" 1597-1599
"Святой Франциск в экстазе" 1594-1595
"Святой Иосиф с юным Христом"
"Лаокоон" 1604-1614
"Мария " фрагмент "Святого семейства"
"Крещение Христа"
"Иоан Креститель"
"Святая Вероника с Нерукотворным Образом"
"Апостол Пётр"
"Апостол Лука, как художник" 1608
"Женский портрет"
"Рыцарь с рукой на груди"
"Апостол Павел" 1614
"Христос, исцеляющий слепого" 1577
"Святое семейство" 1594-1604
"Мадонна заступница" 1603
"Моление о чаше"
"Благовещение"
"Совлечение одежд"
"Распятие"
"Св. Иероним, как кардинал" 1600
"Портрет дамы с цветком"
"Портрет поэта Эркилла-и-Заниха"
"Портрет Джулио Кловио"
"Тайная вечере"
"Воскресение"
"Благовещение Марии"
"Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara"
"Поклонение имени Христа"
"Поклонение пастухов" 1600
"Святой Себастьян" 1610-1614
" Портрет художника Хорхе Мануэля"
"Папа Пий IV" Париж, частное собрание
"Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва" 1600
"Кающаяся Мария Магдалина"
"Святое семейство" ок. 1577-1579
"Голова Христа"
"Христос на кресте" ок. 1577
"Пиета"
"Сошествие Святого духа" 1604-14 Прадо
Художник
Написано Александр_Ш_Крылов Прочитать цитируемое сообщение
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru