"Автопортрет"

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).


"Изгнание торгующих из храма" 1570 Вашингтон, Национальная галерея

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).


"Дама в мехах" 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго


"Мария Магдалина" 1578 Музей изящных искусств, Будапешт


"Христос, несущий крест" 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк


"Молитва святого Доминика" 1585-1590, Частное собрание


"Мальчик, раздувающий лучину" 1590 Национальная галерея, Эдинбург


"Апостолы Петр и Павел" 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург


" Снятие пятой печати" 1610-1614
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция


“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).
Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.


"Благовещение" 1596-1600


"Иоанн Евангелист" 1595-1605


"Погребение графа Оргаса" 1586


"Поклонение пастухов" 1610


"Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино"


"Святое семейство с Марией Магдалиной"


"Святой Людовик, король Франции" 1592-1595


"Мученичество святого Маврикия" 1581


“Изгнание торгующих из храма”


"Троица 1577-1579"


"Святой Мартин и нищий" 1597-1599


"Святой Франциск в экстазе" 1594-1595


"Святой Иосиф с юным Христом"


"Лаокоон" 1604-1614


"Мария " фрагмент "Святого семейства"


"Крещение Христа"


"Иоан Креститель"


"Святая Вероника с Нерукотворным Образом"


"Апостол Пётр"


"Апостол Лука, как художник" 1608


"Женский портрет"


"Рыцарь с рукой на груди"


"Апостол Павел" 1614


"Христос, исцеляющий слепого" 1577


"Святое семейство" 1594-1604


"Мадонна заступница" 1603


"Моление о чаше"


"Благовещение"


"Совлечение одежд"


"Распятие"


"Св. Иероним, как кардинал" 1600


"Портрет дамы с цветком"


"Портрет поэта Эркилла-и-Заниха"


"Портрет Джулио Кловио"


"Тайная вечере"


"Воскресение"


"Благовещение Марии"


"Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara"


"Поклонение имени Христа"


"Поклонение пастухов" 1600


"Святой Себастьян" 1610-1614


" Портрет художника Хорхе Мануэля"


"Папа Пий IV" Париж, частное собрание


"Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва" 1600


"Кающаяся Мария Магдалина"


"Святое семейство" ок. 1577-1579




"Голова Христа"


"Христос на кресте" ок. 1577


"Пиета"


"Сошествие Святого духа" 1604-14 Прадо


Художник


Написано Александр_Ш_Крылов Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru



URL записи